«Для оборудования нового поколения, которым сейчас оснащаются заводы «КАМАЗа», необходим инструмент соответствующего уровня. Программа импортозамещения, реализующаяся на РИЗе, позволила за четыре года освоить выпуск 311 новых видов продукции и сэкономить более 7 млн. рублей, – пояснил заместитель главного инженера – главный технолог РИЗа Марат Зарипов. – Но имеющиеся мощности ограничивали развитие – львиную долю времени оборудование работало только на переточку покупного инструмента».
План работы нового станка напрямую зависит от потребностей производства «КАМАЗа». В первых строках значатся долбяки (металлорежущий инструмент, используемый в качестве оснастки долбежного станка), необходимые для изготовления деталей мостов грузовиков тяжёлого семейства. Этот инструмент, обеспечивающий точную обработку зубчатых зацеплений, пока закупается за рубежом.
«Всё дело в сложной конструкции долбяка. У каждого профиля зуба с режущими кромками не менее 10 параметров, которые требуется выдержать с точностью до тысячной доли миллиметра», – пояснил инженер-технолог Рамис Муллахметов. Именно он сейчас составляет программу для станка, в которую вносят корректировки опытные наладчики. Команда обучалась в течение двух месяцев, и за это время не только усвоила принципы управления сложнейшим агрегатом, но и выпустила в свет 10 новых видов осевого инструмента.
Точность изготовления проверяется тут же, в термоконстантном корпусе, на специальной измерительной машине. Если образец в порядке, он запускается в производственную серию.